Непростая Испания, или Светлое "манана"
С одной стороны, некоторые компании, предоставляющие услуги по открытию бизнеса, рекламируют «широкие возможности» ведения дел в этой стране, с другой, люди, попытавшиеся на практике воплотить свои бизнеспланы, говорят, что возможности несколько преувеличены. Истина, как всегда, гдето посередине. Чтобы «зайти» в Испанию «по делу», нужно не только четко знать, чего ты хочешь, но и предусматривать те условия, в которых придется работать. Нюансов –масса! Поэтому открывать свой бизнес в Испании имеет смысл в том случае, если он связан с переездом на постоянное жительство или маловероятен в других странах (малое судостроение). Если же рассматривать Испанию как один из возможных вариантов, то есть страны и более понятные, и удобные для покорения.
Помаленьку
Главный товар Испании – это море, солнце и зрелища вроде корриды. В экономическом же плане этот член Евросоюза не может похвалиться особыми достижениями.
Испания – традиционно сельскохозяйственная страна. Оливки, вина, сыры, фрукты – все то, испанское, что мы знаем по нашим магазинам. Логично, что оптимальные габариты бизнеса как в обслуживании туристов, так и в сельском хозяйстве – малые. Например, доля малого бизнеса в сельском хозяйстве Испании – 80%, в судостроении – 30%, в строительстве – около 35%.
В курортной местности выбор видов бизнеса широк – от сезонных пунктов проката спортивного снаряжения, парикмахерских, салонов красоты и сувенирных магазинчиков до ресторанов и дискотек. В центральной части страны, где туристов не так много, малый бизнес – это все больше семейные предприятия, которые занимаются заготовкой оливок по старинным рецептам, производством вина или особым способом приготовленного сыра. Свои, оригинальные, рецепты есть в Валенсии, Каталонии, Наварре – во всех регионах страны. Многое из того, что производят малые предприятия Испании, в том числе экспортируется и в Россию.
Однако в последние десятилетия Испания столкнулась с теми же проблемами, что и ее соседи по ЕС – местные жители все с меньшим энтузиазмом впрягаются в воз ответственности, который предполагает собственный бизнес. Испанцы сейчас предпочитают быть наемными работниками пусть за не очень высокую (€700–1200), но стабильную зарплату, чем получать более крупный, но вовсе не баснословный доход от собственного консервного заводика или линии по производству оливкового масла (за пищевым производством требуется круглосуточный надзор). Поэтому в последние годы правительство Испании не раз объявляло о своем благоприятствовании иностранным инвесторам, которые хотят делать бизнес в стране. Но одно дело – озвученное приглашение, а другое дело – реальные проблемы, с которыми сталкиваются те деловые люди, которые решились на бизнес в незнакомой стране. А трудностей достаточно: от проблем недопонимания с работниками (незнание иностранных языков, ментальные сложности) до налоговой ситуации – налогообложение в Испании куда более жесткое, чем в России.
Не стоит увлекаться рентой
Традиционная «русская поляна» – это недвижимость. Как жилая: квартиры, виллы, так и коммерческая: отели, магазины, рестораны, клубы. Однако именно сектор жилой недвижимости больше всего пострадал от кризиса. Несмотря на то что жизнь постепенно налаживается, Испания испытывает проблемы «перепроизводства» на рынке жилья – многие новые квартиры стоят законсервированные. Особенно это касается небольших курортных городков. Поэтому, если есть мысль инвестировать в недвижимость для ее последующей продажи или сдачи в аренду, нужно очень тщательно подходить к вопросу выбора не только самого жилья, но и его месторасположения. Арендой квартиры на курорте «заморачиваются» либо сами испанцы, либо люди, которые далеко не первый раз приезжают в страну и ищут жилье в конкретном месте, с конкретными целями (например, чтобы удобно было ездить на встречи с партнерами по бизнесу и т. п.). Основная же часть туристов предпочитает ставшие доступными во время кризиса отели. Дело в том, что недельная «горящая» путевка из Москвы, включающая перелет и проживание в недорогом отеле, обойдется покупателю в сумму около €500. При этом снижение цен на услуги отелей привело к тому, что прибыльность и этого бизнеса тоже существенно снизилась. Сейчас приносят прибыль отели в очень хорошем месте либо с очень привлекательным сервисом. Новичкам имеет смысл выходить на этот рынок только с очень смелой и оригинальной идеей.
Например, в одном из городков на испанском побережье сейчас строится гостиница, ориентированная на клиентов из сексуальных меньшинств. Скорее всего, она будет пользоваться спросом именно изза своей необычности.
Однако однозначно говорить о том, что покупать квартиру для сдачи в аренду невыгодно – нельзя. Например, в Мадриде, если найти жилье хорошего уровня в хорошем месте, его можно будет сдать в длительную аренду на год и больше. А в Барселоне нормальную квартиру можно сдавать как в длительную аренду, так и помесячно. «Конечно, выгоднее искать клиентов самому, но можно поручить это управляющей компании и не беспокоиться», – говорит Екатерина, которая таким образом сдает две квартиры, а сама вместе с ребенком живет в третьей. Но всегда нужно помнить о том, что цены на жилье в хорошем месте в Испании никак нельзя назвать дешевыми – от €200–300 тыс.
Только не аптека
Малый бизнес в Испании у наших бывших соотечественников плотно ассоциируется с кадрами из известного сериала «Дежурная аптека». Поэтому многие думают, что можно приобрести здесь аптеку, и это позволит жить безбедно. На самом деле аптечный бизнес, как и все, что так или иначе связано с медикаментами и медицинской техникой, дело тонкое, которое требует знаний не только провизорских, но и жизни в стране, знаний по части преодоления бюрократических барьеров. Есть примеры, когда россияне открывали свои «дежурные аптеки», но, скорее, «вопреки», чем «благодаря». «Аптеки, такси, табак – в тот бизнес, который подлежит лицензированию, иностранцев здесь стараются не пускать», – рассказывает на одном из форумов Светлана, муж которой несколько лет пытался получить лицензию на аптеку. Светлана считает, что именно эти виды бизнеса приносят немалую прибыль (что для Испании сейчас редкость), а поэтому «чужаки» и «новенькие» здесь не нужны никому.
Помимо недвижимости среди популярных направлений бизнеса приезжих из стран постсоветского пространства – различный сервис: ресторанный бизнес, брачные агентства, парикмахерские. Успешнее всего, конечно, общепит. Небольшое заведение в Барселоне или Мадриде можно приобрести за €300–400 тыс. Как вариант «попробовать» – аренда бизнеса. В курортных районах, где много туристов, можно взять в аренду ресторан или сувенирный магазинчик с помесячной оплатой (от €500 до €1500 и коммуналка сверху), если уверенности больше – возможна и длительная аренда с годичной оплатой. Но в этом случае придется выкупить оборудование. Однако все, что связано с общепитом, так или иначе требует постоянного контроля. И еще один важный момент – если на курортах можно ориентироваться на русскоязычную публику, то в центре страны этого нельзя делать ни в коем случае. Дело в том, что значительная часть русскоязычной диаспоры – очень бедные рабочие из бывших советских республик. Они покупают самое необходимое в супермаркетах и в рестораны не ходят… Поэтому выгодно ориентировать заведение не на бывших соотечественников, а на интернациональную клиентуру.
«Я живу в Малаге. В самом ее центре есть несколько газетных киосков. Всегда толпы народу. В одном из них я постоянно покупаю газеты. Понятное дело, познакомилась с хозяйкой киоска. Она хочет продать свой бизнес. Ей все равно, кому. Стоимость киоска с лицензией €60 тыс.. Каждый месяц, в зависимости от сезона и праздников, она зарабатывает от €1 тыс. до €2 тыс. Так что, если есть желающие с €60 тыс., можно обзавестись надежным бизнесом. Одна проблема – вкалывать надо по 12 часов в день. Особенно в дни праздников, т. к. в это время самая бойкая торговля. Вот это беспросветное «вкалывание» ее и доконало. Ей хочется покоя», –рассказывает одна из посетительниц русскоязычного форума. «Вкалывать» – ключевое слово для любого, кто открывает свой или продолжает купленный бизнес. Иных путей в Испании пока нет. Даже если вдруг мы схватимся за «традиционную» для россиян соломинку – технические науки и IT-технологии. «Традиционно считается, что в Испании не хватает программистов. Однако экономика страны такова, что их много и не требуется, – рассказывает дизайнер Иван. – Поэтому компьютерный бизнес россиян, как правило, ограничивается услугами администрирования, различными мелкими сервисами и конторами по сборке и починке компьютеров и, конечно, услугами вебдизайна».
Все можно сделать завтра!
Несмотря на то что в Испании очень высокий уровень безработицы, надо приготовиться к ментальным трудностям с местным персоналом. С одной стороны, для дела очень хорошо принимать на работу местных жителей (некоторые формы организации бизнеса обязательно предусматривают присутствие испанцев), с другой, возникает сразу несколько проблем, которые придется решать. Проблема первая –язык. Работодатель должен решить вопрос, как он будет общаться с подчиненными. Испанцы крайне неохотно учат английский (и любой другой) язык, а поэтому придется либо самому осваивать испанский, либо нанимать переводчика и общаться через него. Проблема вторая – «манана», что поиспански означает «завтра». «Я уже так и рассчитываю – если указан срок исполнения 2 недели, то заказ будет исполнен минимум за 4! И бороться с этим абсолютно бесполезно. Это особенность менталитета, под которую необходимо подстроиться и все планировать в соответствии с ней, – говорит Иван. – Удивительно, но это касается не только услуг, но и такой точной сферы, как банковская. Еще надо всегда принимать во внимание сиесту, которая начинается днем с половины второго и может затянуться на неопределенный срок, чуть ли не до девяти вечера».
«Испанцы не опаздывают только на корриду! – говорит Екатерина. – Но все равно в общении испанцы очень симпатичны, народ жизнерадостный и веселый. Но есть неприятный момент, который заметила не только я, здесь очень не любят, когда ты делаешь чтото лучше, чем они. Именно тогда у тебя начинаются проблемы в общении – обычная зависть, которой так много к успешным людям и в маленьких российских городках. Правда, если начинаешь говорить об этом испанцам – они обижаются, говорят, что это все неправда!»
Осторожно, налоги!
Что касается оформления бизнеса и индивидуального предпринимательства – общие положения в Испании такие же, как и в других странах ЕС. В Испании, как и в Болгарии, и в некоторых других странах Евросоюза, нет никаких ограничений на формы бизнеса. Сложности заключаются в другом: в лицензировании, о котором писалось выше, и в налогообложении, которое никак нельзя назвать низким. Налоги здесь в сумме получаются выше, чем в России. Например, если подоходный налог у нас – 13%, то в Испании – прогрессивная шкала: от 18 до 48%, НДС – 16,7%, налог на прибыль – 35% и т. д. А еще необходимо учитывать различные местные платежи, акцизы и прочие сборы. Коечто удастся минимизировать, а коечто – нет. При этом наличие своего бизнеса в Испании никак не гарантирует получения вами ВНЖ.