Милан под стук колес
Метро, как ему и положено, гоняет через центр города на окраины. Оно заметно на поверхности только многочисленными и удобными лестницами входов-выходов. Троллейбус надо поискать, автобусов больше, но они малозаметны в историческом центре. Зато трамваи есть везде. Вот антикварный желтый вагончик со складными стеклянными дверями и выдвижной подножкой из простой доски, отполированной знаменитой итальянской обувью, лихо закладывает вираж у центральной пьяцца дел Дуомо со знаменитым на весь мир Миланским собором. Чтобы через полминуты оказаться на соседней центральной площади Кордузио и исчезнуть в глубинах виа Бролетто. Или его родной брат важно стоит на кольце неподалеку от пинакотеки Амброзиана, пока водитель, а лучше сказать вагоновожатый, успеет прочитать главные новости в свежем номере «Коррьере делла Сера». Третий брат с почетным номером 1 или 2 важно проезжает Новые ворота около плаза Кавиор, чтобы позже важно продефилировать мимо квартала моды и театра Ла Скала. Автомобили должны объезжать эффектную кирпичную арку, но «мерседесам» везде закон не писан. Четвертый и пятый братья спокойно и с достоинством разъезжаются прямо под окнами 130метрового небоскреба Пирелли на пьяцца Дука Д’Акосто у Центрального вокзала. Настолько с достоинством, что даже не сигналят друг другу в знак приветствия.
А вот более молодая модель, на вскидку рубежа 1970-х – 1980-х годов, аккуратно пробирается среди толпы по Корсо ди Порта Тичинезе мимо антично-возрожденческого храма Сан-Лоренцо-Маджори со знаменитыми мозаиками, чтобы аналогично старинному трамваю проехать под аркой старых Тичинских ворот. Обратите внимание: фасад этого вагона несимметричен, обзор смещен вправо, чтобы вагоновожатый лучше видел входящих пассажиров. Наконец зеленого цвета современный длинный трамвай, где из хвоста слабо различается кабина, мчится по Виале Тести в новые северо-восточные районы Милана.
Проезд в антикварном трамвае становится отдельным ритуалом. Дожидаясь вагона, не следует смотреть на электронное табло, которое отсчитывает время, оставшееся до прибытия очередного трамвая. Они ходят часто. Лучше изучить схему движения. Для каждого маршрута «змейка» с названиями остановок спроецирована на сравнительно узкую полоску городской карты, но можно без проблем сориентироваться. Тем временем он пришел. Дверцы с изящным скрипом сложились, деревянная подножка открылась и гостеприимно подалась немного вперед в вашу сторону. Benvenuto!
Войдя в салон, необходимо помахать перед кабиной проездным или прокомпостировать разовый билет. Затем, перехватывая кольца для стоящих пассажиров, проследовать в хвост вагона, чтобы изучить форточки с никелированными замками. Они ездят вдоль окна и позволяют менять ширину открытого пространства. Теперь можно присесть на лавку, расположенную, как в миланском метро, боком по ходу движения. Но главное – не пропустить и послушать мягкий стук такого же антикварного, как весь салон трамвая, компрессора, который питает воздухом пневматику дверей. После сеанса аудиотерапии можно спокойно выходить.
Трамваям уютно в старой части Милана, среди деревьев Виале Абруцци и на зеленой пьяцца Аспромонте, на пьяцца Фонтана. Впрочем, современный город не любит широкой стальной колеи. Закатаны под асфальт стрелки на пьяцца Миссори. Особенно жаль, что трамваи больше не пойдут по набережной Рипа ди Порта Тичинезе вдоль одного из двух оставшихся в городе каналов.
Но в центре Милана старый трамвай выглядит незыблемым. По утрам при подъезде к пьяцца дел Дуомо он вполне интеллигентно уступает дорогу мотороллерам, на которых спешат на работу белые воротнички при галстуках. В отличие от них трамвай обязательно успеет. Рельсовый путь прям, рационален и справедлив.