Откуда Литва виднее?
Если со стороны Европы, то Литва – один из самых молодых членов ЕС, который уже в 2013 году возьмет председательство в союзе (вместе с Ирландией и Грецией). Отчеты и заявления местных властей, в общем, можно свести к фразе «нам очень трудно, но мы динамично развиваемся и смело шагаем по пути развития рыночной экономики». Но не секрет, что деньги на реализацию многих проектов, в том числе в области недвижимости, в Литву приходили именно со стороны Евросоюза в виде дотаций, грантов, а не реальных частных инвестиций.
Если смотреть со стороны Беларуси, то Литва – это страна, куда модно ездить отдыхать на выходные и откуда частным образом пригоняется чуть ли не половина подержанных машин. В общем, страна куда более развитого капитализма.
А если смотреть со стороны России, то у многих деловых людей возникает резонный вопрос: «А что в Литве делать? Ни крупной промышленности, ни емкости рынка, ни теплого моря…»
В итоге, с какой стороны ни посмотри, всегда найдутся те, у кого есть дела в Вильнюсе, Каунасе и окрестностях.
Километры – в деньги
До кризиса Вильнюс был перспективной столицей, в которой строились хорошие отели, недвижимость дорожала и не редкостью были недельные имиджевые пресс-туры с проживанием журналистов в пятизвездочных отелях. Все закончилось за пару месяцев в начале 2009 года. Не секрет, что кризис очень серьезно сказался на странах Балтии в целом и на Литве – особенно. Именно здесь сейчас самая большая безработица, а, следовательно, высок и отток населения. В то время как политики говорят о благах членства в ЕС, деловые люди иронично отмечают: «Единственный действительно выгодный бизнес – это перевозки между Лондоном и Каунасом!» Эта фраза – и смех сквозь слезы, и суровая быль, и надежда на будущее одновременно. «В стране безработица, поэтому молодежь повально уезжает на запад. Хотя и там, конечно, сейчас с распростертыми объятиями никого не ждут! – констатирует Никита, белорус, который много лет занимается перегоном машин из Литвы в Беларусь и общается с местными жителями. – Для меня открытием последнего года стало то, что сегодня белорусы живут, быть может, даже лучше, чем жители Литвы и Польши. До кризиса в Литве было гораздо больше не заработанных, а «европейских» денег. Когда их не стало – стало все ясно с местной экономикой».
И, тем не менее, из-за «шебуршения» на дорогах оживление экономической ситуации заметно именно в тех областях, которые связаны с перевозками. «Наконец-то мы поехали!» – сообщила в начале лета представитель московской логистической компании, которая ведет железнодорожные перевозки через Литву. С чем точно повезло стране – так это с географией. Через Литву проходят дороги с запада на восток, с севера на юг, а еще и имеется морской порт. При этом есть такой минус, как цена топлива. «Здесь очень дорогой бензин и дизель, хотя именно в Литве находится единственный нефтеперерабатывающий завод, – рассказывает Никита. – Это еще одна из причин, почему люди избавляются от машин. Для моего бизнеса это только на руку. Голова у меня о другом болит – как дешевле растаможить в Беларуси».
Именно в географическом положении Литвы и кроется постоянный интерес россиян к созданию фирм в этом регионе. То есть страну используют не столько для получения прибыли, сколько как «базу» для легализации в ЕС и дальнейшего продвижения в Европу. Что тоже очень неплохо. «В связи с тем что с 2008 года обладатели временных годичных видов на жительство в Литве свободно передвигаются по странам Шенгенского соглашения, мы неожиданно обнаружили спрос на регистрацию фирм в Литве, а также на весь сопутствующий иммиграционный сервис, – рассказывает Олег Лемешко, юрист-международник компании «Элма Глобал»». Законодательство Литвы, как и ряда других европейских стран, предусматривает возможность бизнес-иммиграции в страну для иностранцев, которые регистрируют бизнес в Литве и хотят вести хозяйственную деятельность на территории республики. Это значит получение годичного вида на жительство, с возможностью его продления и получения в дальнейшем ПМЖ в Литве. Помимо вида на жительство наличие официально зарегистрированного коммерческого предприятия создает возможность иностранцу (физическому лицу) приобретать на территории Литвы недвижимое имущество, и, что очень важно, – земельные участки.
Общепит не по зубам
Если смотреть со стороны Беларуси, то кажется, в стране есть большой туристический потенциал. Но это, действительно, взгляд с одной стороны. На деле, маршрут «Вильнюс-Каунас-Тракай» – супермассовый лишь для белорусов, ввиду географических и общественных особенностей стран. Например, именно южные соседи очень ценят сервис, который на родине пока во многом остается «совковым». «В центре есть очень приятные атмосферные рестораны, – рассказывает минчанка Анна. – Вообще, в Литве сервис, что называется, «с человеческим лицом»».
Но одними отдыхающими белорусами экономику не поднимешь. Туристический потенциал страны, если посмотреть на Литву со стороны Москвы, – достаточно сомнительный. «Литва – это не совсем туристическое направление. Как правило, туда едут либо в Вильнюс, либо вообще «галопом по Европам», в тур по трем столицам Балтики», – констатирует Олег Лемешко. Другие собеседники соглашаются – сегодня вряд ли получится безбедно жить за счет туризма и привязанного к нему общепита. «А там бизнеса-то и нет в нашем понимании, – говорит московский менеджер Николай. – Я часто отдыхаю у родни в Вильнюсе и раньше думал купить ресторан в центре. Но теперь отказался от этой затеи – вряд ли на этом можно заработать. Скорее, так, себе в удовольствие занятие, после московских темпов. Но я пока не готов. Быть может, потом, когда времена изменятся… А как потребитель услуг, я считаю, что в Литве достаточно медлительный и не всегда внимательный сервис. Хотя ценник, по сравнению с Москвой, радует. Еще мне не нравится, что здесь очень много пиццерий – гораздо больше, чем уютных маленьких забегаловок с литовской национальной кухней».
Еще одна проблема, о которой нельзя забывать, – низкая покупательная способность местного населения. От этого очень сильно страдает малый бизнес. У Иосифа свой стоматологический кабинет не где-нибудь на отшибе, а в Вильнюсе. И он сейчас увяз в долгах банку. Причина – из-за кризиса целый год было очень мало клиентов. Но с этого лета дела пошли лучше. «То ли люди поднакопили денег, то ли поняли, что лучше не будет и можно серьезно повредить себе, если экономить еще и на зубах, – говорит доктор. – У меня же один выход – работать, работать и еще раз работать».
Малый круг
«Человек человеку – свояк» – это закон и особенность любой маленькой страны. Конечно, если приходишь сюда, то, первым делом, нужно идти знакомиться и налаживать добрососедские отношения. Но все-таки принципы бизнеса важнее. «Я бы при регистрации бизнеса руководствовался не ментальными особенностями, а продуманным бизнес-планом. Так всегда надежнее, – рассказывает Олег Лемешко. – Чтобы заниматься бизнесом в чужой стране, нужно владеть языком, сделать предварительный маркетинг и анализ рынка. Прогореть за рубежом можно так же легко, как и в России». Эксперт говорит о том, что большинство русских бизнес-иммигрантов (90%) в Европе занимаются преимущественно покупкой коммерческой недвижимости и сдачей ее в аренду. И Литва – не исключение. Все знают о том, что сейчас рынок недвижимости Прибалтики находится в плачевном состоянии. Но именно сейчас люди, которые видят для себя долгосрочный интерес в Литве, делают здесь покупки на будущее.
«Отличительная особенность, что меня очень удивило – выкупленные земли у озер. Далеко не все эти территории застроили – многие просто обнесли забором. Иногда бывает довольно сложно подойти к озеру, т. к. везде «частная территория». Одно благо – озер здесь много, можно найти, где искупаться», – делится Николай. Многие собеседники говорят о том, что к русскоязычному туристу или покупателю недвижимости в Литве отношение самое доброжелательное – лишь бы приезжали и покупали. При этом ожидание русских денег иногда граничит с настороженностью. Но, несмотря на настороженность по отношению к советскому прошлому, в деловых кругах здравый смысл всегда преобладает над политиканскими тирадами. «В Европе случаев дискриминации по национальному признаку в бизнесе не замечено. Если есть деньги, то покупай хоть маленький бизнес, хоть целый завод, – поясняет Олег Лемешко. – Естественно, как и у нас в России, есть некоторые виды бизнеса, которые могут считаться стратегическими, и там чужаков быть не может».