Трудно первые сто лет
Отгремела весенняя петербургская Ярмарка недвижимости. Вдруг схлынувшая ярмарочная суета, наложившись, так уж вышло, на хронический цейтнот с переменным дедлайном, навела на определенные размышления.
Ярмарка недвижимости – для Петербурга Событие с большой буквы. Посетители уже хорошо выучили: два раза в год эти три дня дают возможность получить исчерпывающую информацию о любой области рынка недвижимости, пообщаться с нужными людьми накоротке. Зарубежный салон, начав несколько лет назад с небольшого раздела, теперь занимает едва ли не половину экспозиции. На этот раз сюда съехались почти полторы сотни компаний. А что же покупатели?
А покупатели, похоже, постепенно приходят в себя от шквала информации. Формулируют свои намерения и желания. Считают деньги, наконец. И конца процессу не видно, и терпение у зарубежных девелоперов и риэлторов порой на грани кипения: если настолько велик спрос, то почему так мало реальных сделок?
В России пока еще не сложилась массовая культура инвестирования. Какихнибудь лет 20 назад, когда британцы, ирландцы, немцы привычно покупали себе на морских побережьях «вторые», «третьи» и т. д. дома, сдавали их в аренду, перепродавали друг другу и подсчитывали дивиденды, россияне еще не знали словосочетания «рынок недвижимости». Сегодня прогресс налицо, но иностранным компаниям, которые пришли в нашу страну первыми, в расчете привлечь россиянина к покупке заморских квадратных метров, еще многое предстоит сделать для того, чтобы элементарно повысить образовательный уровень «молодого российского инвестора». Для того, чтобы последний научился говорить с ними примерно на одном языке. Тем, кто придет лет через пять, наверняка будет уже значительно легче. Ну а мы – всегда с вами и готовы помочь.