MIPIM остается VIPIM
Даже официальные данные демонстрируют драматическое снижение посещаемости выставки. 18 тысяч участников по сравнению с 30 тысячами в прошлом году – это на уровне популярности выставки пять лет назад. Число инвесторов и конечных пользователей недвижимости сократилось ровно в два раза (с 7,5 до 3,5 тысячи). Аналогичное падение в цифрах выставочной площади, компаний и стран участников, журналистов. Основная причина низкого посещения – это отказ от участия многих ближневосточных стран (насыпные острова Эмиратов оказались замками на песке) и 50% снижение числа посетителей из России (это еще раз показывает, что русские оказывают самое сильное влияние не только на горнолыжный бизнес Куршевеля, но и на выставочный бизнес Канн).
Традиционно в Каннах, прямо у Дворца фестивалей, где организуется выставка, причаливают большие яхты, зафрактованные крупными компаниями-участниками для организации приемов и вечеринок. В этом году 36 из 100 заказанных яхт остались невостребованными.
Финансовые аналитики уже обнародовали оценки ущерба, нанесенного кризисом мировой экономике. Потери этого года для организаторов главного события в мире недвижимости навряд ли будут опубликованы. Тем не менее MIPIM остается VIPIMом – действительно главным событием года, просто пострадавшим от кризиса, как и сама недвижимость.
Олимпийский букет
Участие России было значительно скромнее прошлогоднего: только лидирующие и инвестиционно привлекательные российские регионы демонстрировали собственные стенды и личное участие губернаторов и руководителей (Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Нижний Новгород, Ростов плюс объединенная экспозиция «Российские регионы»). «Красногорье-Сити» планируется создать к 2015 году в качестве делового района Московской области с инвестициями около €500 млн. Комплекс трамплинов на Гребном канале в Нижнем Новгороде появится к 2012 году как база подготовки российских олимпийцев, инвестиции в комплекс (вместе со спортивно-развлекательной инфраструктурой) оцениваются в $250 млн, а в проект реконструкции Ивановской мануфактуры к 2012 году намечено вложить $50 млн.
Компанию российским губернаторам на MIPIM составил мэр Лондона Борис Джонсон, докладывавший о ходе подготовки и инвестиционных возможностях Олимпиады2012. По его словам, британская столица предпринимает сверхусилия: раньше графика возникли первые очертания олимпийского стадиона и торговой галереи Westfield рядом с ним. Всего вокруг арены будет построено около 120 тысяч коммерческих площадей с транспортными связями в виде 10 линий метро и пригородных поездов, а также экспресса через туннель под Ламаншем. Общие инвестиции в олимпийскую арену Лондона составят Ј469 млн. Сопоставимая по вместимости олимпийская арена Пекина (стадион «Птичье гнездо») обошлась в значительно меньшую сумму ($423 млн) и считается более совершенной с точки зрения эстетики и технологий.
Джонсон обнародовал на MIPIM план London Now, по которому зарубежные компании получат до 12 месяцев бесплатной аренды офисов.
Олимпийскую эстафету Лондона мечтает принять Япония, которая выставила свою кандидатуру на проведение летней Олимпиады-2016. Основа олимпийской заявки Токио была представлена на MIPIM – уникальная 10-летняя программа снижения выделения газа на 25% за счет уменьшения до нуля выбросов углерода в атмосферу и применения технологий поглощения углерода из воздуха. На сегодняшний день инвестиции в программу уже составили $365 млн. Для нового олимпийского строительства Япония предлагает использовать здания с низким потреблением энергии, технологии консервации тепла, источники возобновляемой энергии (солнце, ветер). Применение автомобилей с малыми или нулевыми выхлопами и создание зеленого пространства на 1000 га являются частью этого плана. Основной олимпийский объект – стадион на 100 тысяч зрителей с перекрытием из солнечных панелей – будет расположен на острове в Токийском заливе и соединен с материком несколькими зелеными коридорами.
Возможно, при принятии очередного решения о месте проведения Олимпийских игр МОК впечатлит не ледовый каток в Гватемале, а дружественный подход к экологии и окружающей среде.
Время креатива
Впервые в программе конференций MIPIM заметное место занимали архитекторы с мировыми именами – по причине отсутствия других знаковых выступающих и увеличения внимания к этому сегменту. Более 500 человек собралось на конференцию «Мой архитектор» с участием Вольфа Прикса, Захи Хадида и Томаса Мейна. Основной темой для дискуссии был вопрос: «Приведут ли проблемы уплотнения городов к разрастанию вширь?»
Заха Хадид уверяет: «Уплотнение городов – единственное жизнеспособное решение сейчас. Крупные города, желающие стать мировыми центрами, могут достичь этого через архитектуру. Свободная земля осталась только в пригородах, поэтому города будут расти ввысь, и важно создать интересные городские горизонты». По мнению другого светила, Вольфа Прикса, время обычного менталитета прошло: когда деньги не контролируют более вашу культуру, наступает время новых идей для самовыражения и самоутверждения. «Различные города требуют разных решений по плотности застройки, – напомнил Томас Мейн. – Питсбург стал более ярким после сокращения своей площади; мегаполисы Лос-Анджелес и Токио имеют «города в городах» с разными языками; Копенгаген и Прага стали «бутиковыми» городами. Поэтому плотность застройки надо рассматривать с учетом специфики города». В итоге архитекторы признали, что сегодняшний экономический климат убил архитектурный консерватизм.
В поисках инвестиций
Крупнейший владелец недвижимости Великобритании – корпорация The Crown Estate, управляющая имуществом королевы Елизаветы II, впервые приняла участие в MIPIM, представив свой план реорганизации престижнейшего района St James’s исторической части Лондона, включающего улицы Jermyn Street и Piccadilly. В предыдущие годы корпорация преобразовала Regent Street в торговый квартал мирового уровня.
Если в период небывалого роста рынка инвесторы стучались в дверь корпорации, то в сегодняшних условиях она вынуждена сама выходить на рынок с информацией о своих долгосрочных инвестиционных планах.
Одним из «второгодников» выставки был 2,5 миллиардный проект Bahrain Bay, дебютировавший на предыдущей выставке. С сентября прошлого года 3 «якорных» девелопера заручились поддержкой 4 основных инвесторов, и в течение года проект обрел 16 сторонних девелоперов, которые выкупили участки под застройку, и некоторые из них планируют начать строительство до конца 2009 года. Проект представляет собой остров, соединенный с материком двумя мостами, которые образуют закрытую гавань, и застраиваемый жилой и коммерческой недвижимостью.
Marina Bay – новый проект многофункционального финансового центра, расположенного в центральном деловом округе Сингапура. Первую очередь проекта, планируемую к сдаче в 2010 году, составят 150 тысяч кв. м офисов класса «А», люксовые резиденции и торговые помещения, размещаемые в трех башнях. 60% офисов уже сданы предварительно в аренду под штаб-квартиры двух крупных банков. Вторая очередь будет выведена на рынок к 2012 году и дополнит проект 120 тысячами кв. м аналогичных помещений. Успех предварительной сдачи площадей проекта в аренду говорит о том, что Сингапур, несмотря на кризис, пока что не утратил привлекательности для иностранных инвесторов.