Испанский вернисаж: почти как в России
В этом году все желающие представить свой стенд поместились в одном павильоне, в 2007-м выставка занимала шесть. Количество предложений также уменьшилось почти в три раза: если в 2007 году их было 257 918, то сейчас лишь 52 816, третья часть из которых находится за рубежом.
Профессионалы рынка предсказывали возможный провал выставки в этом году, однако участники экспозиции сочли мероприятие удачным, говоря о том, что, несмотря на кризис, нашли здесь новых клиентов, которые заинтересованы в покупке недвижимости в Испании.
– Мы уже 10 лет представляем нашу компанию на этой выставке. Стоит отметить, что в этом году к нам на стенд приходят подготовленные покупатели, которые четко знают, что они хотят купить, где и сколько денег готовы потратить. В кризис у покупателей меньше возможностей купить квартиру в кредит, поэтому они интересуются скидками, возможностью расплатиться в рассрочку и т. д. Мы прямо на стенде занимаемся просчетами конкретных сделок, такого раньше не было, – рассказывает Янина Атампис Галван, представитель отдела по маркетингу группы Key MARE.
По данным организаторов, выставка состоялась, только за один день работы ее посетило более 50 тысяч человек. Ажиотаж был вызван обширной рекламой, где посетителям обещали эксклюзивные предложения и скидки до 50%, поэтому многие посетители искали именно такие «суперпредложения». Однако на деле подобные скидки продавцы пока не дают.
– Мы, как и все решившие принять участие в выставке в этом году, должны были максимально приблизить цены к ожиданиям покупателей. Мы снизили цены на 20–30%. Примерно так же снизили цены и другие игроки рынка, – говорит Янина.
Стоит отметить, что среди посетителей выставки было довольно много людей, надеющихся на дальнейшее падение цен. Однако специалисты уверяют, что стоимость жилья сейчас и так находится на нижней точке, и в ближайшее время снижения не будет, особенно в секторе новостроек. К тому же в Испании все чаще говорят о стабилизации экономической ситуации, что тоже сказывается на цене недвижимости.
Главной особенностью «Салона недвижимости – 2009» стало большое количество экспонентов, которые предлагали испанцам квартиры и дома в России, Англии, Венгрии и даже Южной Америке.
– Все больше европейцев отпуску на средиземном море предпочитают отдых в одной из стран Южной Америки, тем более что с каждым годом возможность путешествовать обходится все дешевле. Развитие экономики и туризма в Бразилии делает эту страну более привлекательной для покупки второго жилья, – считает Рикард Массо, генеральный директор фирмы Grup IMMOBILIARI, которая специализируется на продаже недвижимости в Южной Америке.
По словам Рикарда, в Бразилии можно всего за €60 тысяч купить квартиру на первой линии в доме с бассейном, садом и консьержем. Такая квартира в Испании обойдется дороже раза в два.
Небольшие неприятности организаторам доставили демонстранты, которые у входа на выставку организовали пикет. Главный лозунг: «Жилье – не средство для наживы». Посетители же быстро проходили мимо к стойке регистрации и старались не обращать внимания на протестующих.