"Кризис - это и плохо, и хорошо"
– Михалис, как кипрские девелоперы борются со спадом продаж?
– Этот кризис сделал нас более мудрыми. Разрабатываем новые проекты. Тщательнее отбираем участки для строительства. Серьезнее занимаемся архитектурным дизайном – кризис доказал, что эта составляющая очень важна. Чтобы вырваться вперед, внедряем более гибкие системы, работающие на спрос. Пример. Комплекс Aqua Park Resort, предназначенный для проживания и отдыха людей, которые уже вышли на пенсию. Это первый проект, который объединяет множество удобств с революционной концепцией «жилья для пенсионеров». В комплексе свой медицинский центр, крытый бассейн, вирлпул, сауна, фитнес-зал и библиотека – все они расположены в пределах одного здания. Люди будут окружены всей необходимой инфраструктурой, это важно для пожилых людей.
Другой вариант гибкого маркетинга. Мы предлагаем свои услуги при желании клиента продать свою маленькую квартиру и купить другую квартиру побольше. Мы выкупаем у него эту маленькую квартиру и подбираем, как говорят у вас в России, встречный вариант.
Еще вариант решения задачи «как не потерпеть фиаско в кризис». Мы, например, развиваем постпродажный сервис и предлагаем опцию сдачи в аренду купленной недвижимости. Компания имеет отдельную структуру, которая решает все вопросы, касающиеся бытового обслуживания в комплексе, ремонтных услуг. Для покупателя это – хорошее преимущество.
– Что вы в целом скажете о кризисе?
– Есть в этом и хорошее, и плохое, не так ли? Хорошее: большие компании выживут, следовательно, на рынке останутся люди, умеющие работать и оказывать клиентам высокопрофессиональные услуги. Маленькие компании просто уходят с рынка. Три-четыре года назад у нас было очень много компаний-застройщиков. Недостатки в работе небольших компаний уходят вместе с ними. Рынок предложений становится более стабильным.
– Какие способы стимулирования продаж используются в вашей компании?
– Просто стараемся доказать, что мы лучше всех.
– Как вы думаете, эффективно ли сейчас участие в выставках по зарубежной недвижимости?
– Некоторые компании сейчас не только не участвуют в выставках, но и многие замораживают свои стройки, им нечего рекламировать, поэтому они не ездят на выставки. Другие компании взяли таймаут, следят за своими расходами. Могу сказать, что нам пока таких мер принимать не приходится.
– Какой процент продаж в вашей компании приходится на петербургского покупателя?
– Конечно, питерцев меньше, чем москвичей. Петербург нас очень интересует, мы хотим плотно работать с вашим городом. Ведь, помимо жилой недвижимости, компания D. Zavos Group предлагает коммерческую недвижимость в самых престижных районах: просторные здания, расположенные в центре, в основном в г. Лимассоле, удобные для размещения офисов, магазинов, ресторанов, кафе, складов и промышленных предприятий. Уже открыта прямая авиалиния из Ларнаки в Санкт-Петербург. Осенью в составе официальной делегации г. Лимассола, самого «русского» города Кипра, во главе с мэром города Андреасом Христу мы ездили в Петербург, встречались с представителями Администрации Санкт-Петербурга для установления деловых и культурных связей. Начало есть, и я думаю, отношения будут улучшаться.
– Как вы оцениваете российский отложенный спрос, накопленный за время кризиса?
– Осенью 2009 года у нас поднялся процент продаж недвижимости местному населению. Да, среди российских покупателей есть отложенный спрос, люди до сих пор выжидают и хотят подешевле купить. Но кипрские компании учитывают это и реагируют букетом спецпредложений по ценам намного ниже цен 2008 года. Каждый уважающий себя кипрский девелопер имеет партнерскую программу с банками, позволяющую приобрести объект с участием ипотеки (а она на Кипре работает четко). Можно уплатить минимальный первоначальный взнос, получить рассрочку на 25 лет, и, внося по €700 в месяц, уже жить в своей квартире или вилле. Русские клиенты это ценят, потому что подобных условий им никто не может предложить на территории России.
– Существует ли понятие залоговой недвижимости на Кипре?
– Да, у нас тоже встречаются такие случаи, но это проблема, как я уже говорил, маленьких компаний, которые и будут отслаиваться. Поэтому для крупных компаний кризис принес и хорошее.