Как оказаться в нужное время в нужном месте?
Интересные происходят метаморфозы. К примеру, около двух лет тому петербуржцы открыли для себя недвижимость в солнечной Черногории. Открыв, подивились первозданности природы, приветливости местного населения, дешевизне домов и жизни. Прошло совсем немного времени, и цены на побережье оставили далеко позади недвижимость в открытой чуть раньше солнечной Болгарии. Операторы рынка малость приуныли: нет, дескать, больше прежних дивидендов. Вздыхают порой и продавцы недвижимости в Болгарии, ностальгируя по тем недавним временам, когда жилье в стране можно было купить по цене приличного велосипеда.
Однако ж покупать недвижимость в этих странах не перестали. Калькуляция незамысловата: продав обыкновенную петербургскую «хрущевку», можно пяток (!) квартир в жилом комплексе у моря купить. Но дешевизна – не единственный и даже не основной двигатель продаж.
Рассуждая о том, что цены в европейских странах достигли пика, аналитики иной раз лукавят. Не морем единым. Сегодня в моде снежные склоны. Страны, в которых они есть, всегда будут притягивать инвестиции, и чем горы выше, тем финансовые реки – шире, а недвижимость – дороже. Этой теме посвящен свежий номер журнала «Ваш дом за рубежом». Глобус почти универсален: удачно дислоцированная французская недвижимость класса «делюкс» со стоимостью «квадрата» в десятки тысяч евро дает доход 10% годовых, а объекты в сегменте «эконом» – развивающиеся рынки уже упомянутых стран – могут обеспечить от 5 до 100%. Это смотря как выбирать.