Китайская "база"
С одной стороны, миллиард человек – огромный рынок, с другой, задача правительства Китая в последние десятилетия заключалась в том, чтобы эта орава работала и сама себя этим рынком кормила. При этом вопрос о цене рабочей силы – из разряда второстепенных, каким долгое время был и вопрос о качестве. Но времена меняются. Десять лет назад слово «китайское» в русском языке было нарицательным – очень дешево, но на один раз. Сегодня это не совсем так. Из-за того, что в Китай выводят свои производства (в том числе и наукоемкие) мировые бренды, здесь могут сделать все – от дешевых пластиковых игрушек до высокотехнологичных подделок модных технических новинок. Но именно в этом всеобъемлющем «все» заключаются не только выгоды, но и опасные моменты для иностранного предпринимателя.
Как выбрать из «всего»?
Бизнесмен Александр убежден, что предпринимателям «мелким» и «средним» есть смысл заниматься в Китае закупками тех товаров, которые имеют спрос у какой-то конкретной группы покупателей. «Ширпотреб огромными количествами производят в Китае или заказывают для поставки в Россию и другие страны крупные бренды и торговые сети, – делится Александр. – Мелкий закупщик не может конкурировать в закупке сантехники или предметов для интерьера – у него не те объемы. В лучшем случае владелец палатки на строительном рынке окупит затраты и получит небольшой доход – ровно на жизнь». Предприниматель поизучал ситуацию и понял, что ему выгодно найти товар, которым занимается крупный поставщик, и продавать его через интернет-магазин. Александр много лет занимается спортом, изучил несколько видов единоборств. «Однажды я обнаружил сносное по качеству и дешевое спортивное оборудование. Первая же партия фехтовальных масок разошлась «на ура!», – рассказывает он. – Да, они проще и грубее, но существенно, иногда раза в два, дешевле продукции европейских производителей. При этом они точно также проходят контроль на требования безопасности. Мои покупатели – это спортсмены-любители и спортсмены-ветераны, которых в больших городах достаточно. Если профессиональные спортсмены покупают английское или немецкое оборудование, которое иногда тоже сделано в Китае, но под маркой бренда, то любители сознательно покупают китайское. Причина – цена, например, защитная куртка стоит $100, а не 200–300». Из новых направлений, которые пробует Александр, – спортивные сувениры. В Россию приходит мода на здоровый образ жизни и шуточные кубки все больше пользуются спросом. Пример Александра – это если начинать дело с нуля. Но таких очень много. Нельзя не упомянуть о целом рынке подделок известных мировых брендов, которые распространяются через Интернет, и включает в себя от копий швейцарских часов и итальянских сумок до копий телефонов или планшетов. Эти товары могут быть сложны в перевозке, но зато мало весят и дорого стоят.
Что касается более масштабного бизнеса, то сейчас достаточно много случаев «переориентации» на восток, когда дома уже налажена сеть сбыта. «Выгодно покупать в Китае то, что вы можете продавать в России. А покупать в Китае выгоднее все, по сравнению с закупками в России, – говорит Филипп Фильчаков, генеральный директор Ассоциации Российско-китайского экономического cотрудничества. – Тенденция такова, что российские бизнесмены стараются переключить свой бизнес на поставки из Китая вместо производства в России». Эксперт рассказывает, что и многие компании, которые приобретали товар у оптовиков в России, стремятся заключить прямые договора. Поскольку известен рынок сбыта и есть определенный объем закупок, можно планировать закупку напрямую с учетом срока производства, доставки и логистических затрат. У Андрея Левковича – как раз такой пример, он занимается поставкой в Россию мягких игрушек. В России дизайнер разрабатывает модели и создает образцы, которые отправляются в Китай. А там – массовое производство. «Пробовали шить в России – очень дорого получается, и, конечно, технология. У нас, если нужно что-то изменить, – очень долго получается, а у них – все очень быстро! – поясняет Андрей. – Буквально по звонку – сказали, что нужно увеличить, например, карманы. Следующая партия приходит уже с большими карманами».
«Хочется посоветовать, чтобы предприниматели, которые решились переключиться на прямые закупки или организацию производства в Китае, уделяли внимание мелочам. Некоторые вещи, которые кажутся очевидными, могут не оказаться таковыми для китайского производителя», – говорит Филипп Фильчаков. Все эксперты, с которыми довелось побеседовать, говорили о том, что в Китай нужно идти с четким планом. Это значит, что нужно очень въедливо вникать в подробности. Иначе можно упустить важные мелочи. Например, случались абсолютно курьезные ситуации, когда закупщики не узнавали срок годности товара, и он приходил в негодность еще до поставки в магазины или из-за неправильно подобранной упаковки приходил в негодном виде.
Обосноваться в «зоне»
Бизнес и производство в КНР регулируются множеством законов, которые во многом зависят от конкретной провинции или статуса экономической зоны. Поэтому каждому новичку требуется грамотная консультация. Консультантов лучше искать так же, как и партнеров – по рекомендациям (одной рекомендации недостаточно, следует тщательно наводить справки). Андрей Левкович рекомендует приехать в Пекин, в русский район – ходить, знакомиться, обзаводиться личными контактами и связями.
Важная особенность страны – сочетание капитализма с коммунизмом. В Китае достаточно много ограничений для иностранцев. Именно поэтому, несмотря на рекламу китайской недвижимости, ее приобретают только те, кому необходимо жить в стране. Недвижимость как инвестицию, например ресторан или гостиницу, здесь мало кто рассматривает всерьез – опасаются связываться долгосрочными обязательствами. К тому же это достаточно сложно с точки зрения оформления документов.
Из самых популярных форм организаций среди иностранцев – это представительство и предприятие со стопроцентными инвестициями. Возможна также и организация совместного предприятия (СП), но оно выгодно далеко не всем.
Представительство – это самый дешевый способ, который не требует капиталовложений. Но у него есть особенность – представительство не может получать денежные средства, а следовательно, его функционал ограничен. При этом представительство также платит (посредством материнской компании) подоходный налог, налог на инвестиции и некоторые другие сборы (примерно 10% от расходов представительства).
Предприятие со стопроцентными инвестициями – хитрый способ привлечь в страну как можно больше денег. Но главное – это работает. «Важным отличием является то, что уставной капитал в Китае – это не условность в размере 10 000 рублей, а гораздо большая сумма, которой компания гарантирует исполнение своих обязательств, как и в России, юридическое лицо несет ответственность в размере уставного капитала», – поясняет Филипп Фильчаков.
На уровне законодательства обозначено, что требуется уставной фонд предприятия со стопроцентными инвестициями – $200 000. Однако 70% может быть ввезено как оборудование. Обычно такие предприятия организовывают в особой экономической зоне, поскольку там присутствуют весомые налоговые льготы. Но, вообще, предприятиям со стопроцентными иностранными инвестициями повсеместно даются «налоговые каникулы» по налогу на прибыль. По всей территории КНР находятся зоны с особыми экономическими статусами, которые дают бизнесменам особые преимущества. Существует множество видов таких зон. Например, «специальная экономическая зона» (СЭЗ) – Шэньчжэнь, Сямэнь, Хайнань, Шаньтоу и Чжухай. Здесь действует сниженная ставка НДС – 15%. Другой пример – «открытые города» в центрах провинций или в приграничных зонах, где действуют налоговые льготы, принятые местными властями, «зоны развития высоких технологий» – предоставляют налоговые льготы инвесторам в области высоких технологий, «зоны развития экономики и техники» – широко представлены на севере Китая, характеризуются льготной ставкой на прибыль в 15% на первые 10 лет существования предприятия. Существует и множество других зон: местного уровня, частные инвестиционные, свободные торговые и т. п. Наиболее характерные льготы – половинная ставка НДС (общая – 33%), освобождение от платежей за пользование землей и «налоговые каникулы» на какой-либо срок. Также есть специальные льготы для высокотехнологичных сфер, например для IT или фармацевтики. Необходимо знать, что если вы, иностранец, организовываете в Китае производство, то возможности реализации продукции на внутреннем рынке ограничены – обычно не менее 50% продукции должно уходить на экспорт. Вступление Китая в ВТО даст немного больше возможностей на этот счет, но будет проходить постепенно, в течение нескольких лет.
На 2 сантиметра
«Россиянина, первый раз попавшего в Китай, непременно поразит то, насколько отличается его представление о стране и уровне развития от реального положения
дел, – говорит Филипп Фильчаков. – Вряд ли какие-то неприятные впечатления могут ожидать человека, приехавшего в Китай, если только у него нет проблем с желудком. Все-таки пища может показаться довольно необычной».
Церемонность, выдержанность, изощренность – все то, что характеризует стиль переговоров, за многие сотни лет выработанный китайскими купцами. «Коммунистический режим не смог это изменить. И вы не сможете – наблюдайте спектакль!» – советует Александр. Переговоры с китайской стороной увлекательны и часто напоминают смесь драматической постановки со стратегической игрой. Случалось, что переговоры затевались только для того, чтобы выведать нужную информацию, но такие крайние случаи – редкость. Задача заоблачно завышенных «первых цен» и длительных переговоров – утомить партнера и тем самым получить более выгодные для себя условия. Как противодействие – расслабиться и сделать вид, что уходите к конкурентам – конкуренция в Китае очень велика.
«Они торгуются, как везде на Востоке, выставляют сначала очень высокую цену, – рассказывает Андрей Левкович. – У них политика такая, и нужно торговаться в любом случае. Но! Если очень сильно сбивать цену, то они все равно на нее согласятся, а потом будут думать, как выполнить заказ, потому что очень боятся потерять клиента. В поисках выхода из ситуации начинают обманывать – материал нам другой ставили или делали на 2 см короче. Поэтому торговаться нужно в разумных пределах, прикидывая реальную стоимость производства».
«Что касается бизнес-этикета, есть масса тонкостей, но никто не ждет четкого исполнения всех формальностей. Китайцы не столь скрупулезно относятся к этим деталям. Пожалуй, единственное, что необходимо четко знать, – это то, что визитки подаются и принимаются двумя руками», – рассказывает Филипп. Общепринятые нормы – нельзя показывать или щелкать пальцами, не стоит обращаться по имени – должность или фамилия, например «господин директор» или «господин Кан», подарки партнерам должны быть достойными, но не слишком дорогими и должны быть привезены из страны, откуда приехал гость. Надо учесть, что в Китае особое отношение к цветам и числам. Например, при выборе подарков следует избегать черного и белого (траурные цвета) – лучше красный и золотой (символы богатства), не дарить часы (в некоторых местностях омоним слова «смерть») и цветы (дарят больным и выздоравливающим).
Ментальные отличия касаются не только иностранцев. Например, сильно отличаются жители севера и юга КНР, центра и запада. У всех разные диалекты, привычки, обычаи. Одна из черт, с которой придется столкнуться, – недоверчивость. Например, в одной местности с иностранцем могут общаться вежливее и более доверительно, чем с китайцем из другой местности. Например, за жителями северных провинций водится слава ловкачей, а южане более законопослушны, зато менее сговорчивы, сложнее идут на уступки. Или же жители провинции могут не принять соотечественника, который долгое время прожил вне родины, – по своим внутренним убеждениям. То есть, с одной стороны, без проводника, консультанта и переводчика не обойтись, с другой – его персона может вызвать у партнеров вопросы.