Болгария. Мельницы против ресторанов
Из несомненных бизнес-плюсов страны – географическое положение и приятный климат, который обеспечивает ежегодный приток туристов, экономическая и политическая тишь да гладь, членство в ЕС и при этом достаточно простой для Европы процесс получения ВНЖ и регистрации собственного бизнеса. Еще важный фактор – низкие для европейской страны налоги. Например, для крупных инвестиций – более 10 млн лев в год (курс лева к евро соотносится примерно 2:1) – в производство, сельское хозяйство и высокие технологии в течение первых пяти лет возможен нулевой налог на прибыль. Еще важный момент – в Конституции Болгарии закреплены равные права для всех проживающих на территории страны (нет дискриминации иностранцев по сравнению с гражданами страны, кроме участия в выборах и покупки земли физическими лицами до 2012 года).
Но, несмотря на эти прелести, далеко не всем удается успешно вести дела в Болгарии. Особенно это касается малого бизнеса. Более того, многие деловые люди с сомнением относятся к перспективе открытия и развития своего дела именно в Болгарии. Почему? Потому что на деле сложностей, которые влияют на бизнес в стране, ничуть не меньше, чем законодательных или ментальных бонусов. В выигрыше будет тот, кто научится их учитывать и обходить.
Что они творят?
Поскольку Болгария – страна очень близкая нам по культуре, менталитету и языку, русские люди здесь быстро адаптируются. Здесь нет эмигрантского бизнеса в том виде, в котором он есть в других странах, вроде магазинов с балалайкой, матрешкой, водкой и сгущенкой. Да, наши соотечественники держат магазины, а иногда – даже целые торговые сети. Но их покупатели – не диаспора, а все жители этой местности. Поэтому хозяева обязаны быть в курсе всех потребностей людей, вникать во все нюансы, участвовать в жизни общества.
В Болгарии достаточно видов деятельности, в которых нашим людям помогают местные законы и полученное на родине образование. Например, россияне часто занимаются компьютерным бизнесом и всем, что связано с ремонтом машин. Эти сферы дополнительно стимулируются законодательством: в Болгарии завышены амортизационные нормы для инвестиций в оборудование – от станков до компьютеров и различных дополнительных устройств.
Юрий Абашев, владелец сайта «О Болгарии по-русски» forum.aboutbulgaria.biz, рассказывает о том, что сейчас достаточно большой интерес к открытию мелкого бизнеса в стране. Но здесь очень важно приехать и разобраться на месте: насколько дело будет конкурентоспособным.
– Большинство хочет открыть ресторан, – рассказывает Юрий. – Но в Болгарии их уже так много открыто, что, на мой взгляд, это не очень перспективно. Даже если люди хотят открыть заведение с русской кухней, надо учитывать: болгары достаточно консервативны. Придется обязательно совмещать болгарскую и русскую кухню. Для того чтобы открыть здесь бизнес, нужно быть более гибким. А не так, как часто думают: если в Смоленске открыли ресторан и очень довольны доходом, то и в Болгарии будет то же самое. Тут большая конкуренция. Выдержать ее иностранцу, который не знает, где что можно взять покачественнее и подешевле, вовсе не просто. Те, кто открывают ресторан, руководствуются мнением, что бизнес этот менее рискованный: «люди ели, едят и будут есть». Но, наблюдая за тем, как закрываются одни и как открываются новые, мне кажется, что это не настолько выгодно.
Перспективным Юрий считает бизнес, связанный с использованием природных источников энергии. Это солнечные коллекторы, ветряки – под такие проекты можно получить деньги ЕС. Однако эти перспективные направления требуют достаточно крупных инвестиций. «Чтобы создать ветроэнергетическую систему, нужны достаточно большие территории и достаточно дорогие ветрогенераторы. То есть речь уже идет об инвестиции как минимум в несколько сотен тысяч евро, но лучше – миллион», – поясняет Юрий.
По словам консультанта, 90% людей, которые задают вопросы о переезде и, главное, об открытии бизнеса, не имеют представления о том, что такое другая страна. Многие находятся в плену мифов и считают, что раз Болгария – европейская страна, то это автоматически гарантирует более высокий уровень и скорость развития. И одновременно ожидают, что все здесь будет очень дешево. Конечно, с такими установками сложно не разочароваться, столкнувшись с не совсем радужной реальностью. Еще одна опасность – реклама. Переезд в Болгарию, как и в любую страну, требует солидных денежных накоплений. Поэтому не стоит покупаться на сообщения о том, что любой российский пенсионер может переехать в Болгарию и прекрасно жить на пенсию. Действительно, пожилому человеку приехать будет не очень сложно. Сложно – прожить на пенсию.
Куда деть номера?
Радка Ташева училась на экономическом факультете в Москве. Сейчас снова вернулась в Болгарию, на родину. Она реализует свою мечту – оборудовать сельскую усадьбу для приема туристов. Радка с сестрой Христиной купили «домик в деревне» за €14 тыс., в неплохом месте – по направлению от Пловдива на Габрово. Теперь они пытаются получить финансирование по программам ЕС на развитие своего бизнеса – сельской усадьбы. Им надо сделать ремонт, облагородить территорию, продумать, как и чем занять гостей и, главное, как обеспечить их приток! Упор предполагают делать на немцев и других пенсионеров с Запада. «По своим русским однокурсникам сужу – им интересно море и лыжи, а деревня у них и дома в России есть!» – говорит Радка.
Кстати сказать, агро-, или сельский, туризм, который предлагает гостям парное молоко по утрам, баню да рыбалку, достаточно активно развивается и в странах Восточной Европы, например в Беларуси и Литве. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подобные программы в Болгарии вызывают интерес и у россиян. Но не с точки зрения посещения, а с точки зрения приобретения усадеб.
Еще один вид «нашего» бизнеса – небольшие семейные отели в курортных городках. Известно, что для того, чтобы получать хорошую прибыль, в гостинице должно быть не меньше 30–50 номеров. «Отель на 10–15 номеров годится для того, чтобы обеспечить проживание семьи, – комментирует Юрий Абашев. – А для того, чтобы создать более крупный бизнес или еще один отель построить, заработанных денег не хватит». То есть маленькие семейные отели могут себя окупать и кормить семью, но малоперспективны с точки зрения развития бизнеса. С начала 90х годов в Болгарии было построено много семейных отелей – теперь многие из них продаются. Вообще в стране сейчас огромное количество отелей, которые просто нереально полностью заполнить туристами. Не зря же один из первых вопросов, который стоит перед сестрами Ташевыми: где взять туристов.
Юрий Абашев говорит, что выгодно покупать отель в том случае, если есть своя туристическая фирма, которая заполнит номера клиентами. Если же не продуман вопрос о том, как будет заполняться отель, то его покупка становится весьма рискованным предприятием.
Перевертыши
Радка, как профессиональный экономист, обратила внимание на несколько стереотипов о Болгарии, которые мешают людям из стран бывшего СССР адекватно воспринимать болгарскую действительность.
Дешевизна. Низкие цены на товары и услуги – не благодать свыше, а реакция экономики на достаточно низкий уровень жизни и невысокие, в большинстве своем, зарплаты. Это значит, что и наценка на ваши товары будет невелика. Но есть положительный момент: из-за невысоких зарплат и удобной логистики в Болгарии можно наладить производство для продажи продукции в другие страны. Многие так и поступают. Государство поощряет создание предприятий, особенно в небольших населенных пунктах, чтобы инвесторы решали проблемы занятости населения.
Курортные места. Черное море – не такое уж теплое. Туристический сезон на побережье длится от силы 5 месяцев, а сезон на горнолыжных курортах – и того меньше. Поэтому короткое туристическое время и длинное межсезонье надо учитывать при расчете рентабельности любого бизнеса, так или иначе связанного с туризмом. Но именно в межсезонье перспективен сельский туризм, когда люди едут не на пляж, а на свежий воздух.
Трудности перевода
– Когда я работал в Грузии, один местный мудрый старичок посоветовал мне: находясь в чужой стране, носи на голове шапку этой страны... – рассказывает на форуме один из эмигрантов. Это значит, что многие вещи придется просто принять, не задумываясь. И приспособиться. «Вопервых, в Болгарии все делается значительно медленнее, чем в России, – делится Юрий. – Во-вторых, много всего обещают, но, когда доходит до дела, находится масса всяких отговорок, чтобы объяснить, почему обещали, но сделать так и не смогли. Я считаю, что это основные сложности, с которыми встречаются иностранцы».
– Никто никогда никуда не торопится, – говорит Радка. – Поэтому мне тут первые недели хорошо и спокойно, но иногда я очень скучаю по безумной Москве. Отдыхать мне нравится дома, а договариваться о делах гораздо проще было в России. Сейчас вот жду электрика, перезваниваю ему, с тоской вспоминаю, как быстро бы мне исправили проводку в Москве.
Соотечественники рассказывают множество смешных и немного грустных историй о местной деловой жизни, которые вполне сопоставимы с габровскими анекдотами. Например, пошла одна дама в дорогой строительный магазин за досками. Поскольку этот магазин не устраивал ее по ценам, то остальные материалы она покупала в другом месте. В магазине встретили ее радостно. Дама выбрала доски, но тут ей предложили кирпич, плитку и другие материалы. «Нет, у вас дорого, я это все уже купила в другом месте», – честно призналась покупательница. «Ну, тогда и доски мы вам не продадим!» – наказал покупательницу управляющий магазина.