www.vd-zr.ru блог главного редактора

не только о зарубежной недвижимости

Skip to: Content | Sidebar | Footer

Москва-Европа, или Просто про жизнь

12 Ноябрь, 2012 (13:05) | Новости | By: Юлия Лозовская

Обычно мы не пишем о российских новостях и не комментируем их, потому что наш проект – о недвижимости и о жизни за рубежом. То ли я делаю сейчас небольшое исключение, то ли очередная глупость российской жизни не нуждается даже в комментариях, достаточно поставить рядом пример решения той же задачи из европейской практики.

В России решили ввести плату за парковку в центре города. Начали с Москвы. Когда я слышу – вот уже вторую неделю кряду – эти новости в радиоэфире, о том, как эксперимент начали, но не получается, сложная система не работает, но потратили на это сколько-то много денег, но людям неудобно, как пользоваться, не понятно, и т д и т п, мне хочется плакать. То ли от смеха, то ли от досады. Причем, не то чтобы было обидно за державу – это никаких внутренних ресурсов не хватит обижаться. Обидно и досадно, как бывает, когда ученик в школе не может решить простейшую задачу, строит многоходовки, усложняет зачем-то, уже полез на полку за справочниками, исписал полтетрадки, а решение – оно простейшее, прозрачное, в два действия, и его видно сразу при одном взгляде на задачу. Но он его почему-то не видит.

И вот, появилась система с сайтом, с регистрацией, с личными кабинетами. Пользовательский интерфейс – не прост и не очевиден. Вроде, говорят, можно оплатить, предварительно купив карту, если не купил карту, то можно отправить смс, указав количество часов (!!), когда соберешься забирать машину – нужно отправить смс о том, что уехал (!!!!). Судя по тому, что рассказывали столичные чиновники в интервью, система рассчитана в основном на тех, кто будет пользоваться ею регулярно. Потому что они предлагали потенциальным пользователям в течение пары недель тестировать, изучать сайт, регистрироваться, настраивать… Случайным посетителям центра Москвы, судя по всему, придется тяжко: паркоматов очень мало, их не всегда удается найти (!!!). И они, придачу, не принимают наличные.

Далее, кульминация момента, которая лично меня заставила плакать – теперь уже точно от смеха. Если машина припаркована без оплаты, то – что? А вот что. Каждый 10 или 15 минут мимо проезжает специальный автомобиль, как бы патрульный. В нем камера. Она сканирует номера, и далее система проверяет, оплачено или нет. Если через 15 минут авто все еще стоит, и все так же без оплаты, то потом по почте придет квитанция на оплату штрафа.

Звучит все это как-то тяжко, а работает – судя по отзывам, тоже без огонька.

Подобные системы давным-давно работают во всех странах Европы. В Финляндии так: подъехал, увидел знак платной парковки (его нельзя не увидеть, они стоят едва ли не через каждый метр), тут же и паркомат (ну хотя бы парочка паркоматов на каждом парковочном участке длиной в 5-10 машин точно есть), скормил паркомату 1 или 2 евро, получил билет, сунул под лобовое стекло, иди гуляй час или два. Если патрульная машине увидит бесплатно припаркованное авто, инспектор тут же выпишет штраф (около 50 евро) и засунет квитанцию под дворник. Не знаю, что будет с финном, который не оплатит штраф, а с русскими все просто: получат свой карантин на въезд в шенген на полгода или на год.

В Болгарии в крупных городах почти весь центр является так называемой синей зоной, т е там парковаться можно только платно. Там так: подъехал, увидел знак платной парковки, тут же паркомат (если полоса длинная, машин на 20-30, то паркоматы стоят через каждые метров 10), скормил ему 1 лев, положил квитанцию на торпеду, гуляй. Или где-то в зоне видимости тусуется парковщик, ему можно заплатить 1 лев, получить квитанцию, положить ее на торпеду, идти гулять. Или отправить смс на определенный номер (номер написан здесь же), с телефона спишется 1 лев и придет смска, подтверждающая, что парковка оплачена до такого-то времени. За 10 минут до наступления часа Х придет смска, напоминающая, что парковка оплачена до такого-то времени. В этой смске также содержится информация о том, как продлить оплаченное время (да просто отправить еще 1 смску на тот же номер). Однажды мне нужно было отстоять длинную очередь в Торговый регистр в Бургасе, я таким макаром оплачивала парковку каждый час еще на час, и так раз 5. Ничего сложного, главное, чтобы на телефоне денег хватило.

Патрульная машина проезжает мимо примерно каждые 10 минут. При обнаружении авто, стоящего в синей зоне бесплатно, инспектор просто надевает на колесо примерно вот такую штуку:

И все. Приходишь, находишь “сюрприз”, звонишь… Патрули приезжают в течение буквально 1 минуты. Они всегда где-то рядом. На месте берут штраф, выписывают квитанцию, снимают блокиратор, и, облегчив свой кошелек на сумму около 50 лева (эквивалентно 1000 рублей), вы можете ехать. Никакого визового карантина, но и без того повторять более одного раза такой эксперимент не хочется.

Во всех странах патрулируют парковочные зоны, кстати, всегда определенные муниципальные службы. Не полиция.

То же самое в Латвии, Литве, Польше, Чехии, Словакии, Австрии… Короче говоря, мне на личном опыте не удалось найти страну, где бы я не смогла оплатить парковку в центре города. Если паркомат не берет ни наличные, ни банковские карты, а заточен только под специальные парковочные карты, то можно, покрутившись минут 5, найти зону с живым парковщиком и отдать ему наличные в обмен на квитанцию. Как в Литве, например. Все, это была самая сложная многоходовка.

А главное достоинство этих систем: они доступны случайному посетителю центра города. Понятно, как ими пользоваться, не нужны никакие заблаговременно предпринятые шаги. Все написано и нарисовано здесь же, на знаках. И это нарисованное понятно без знания языка той страны, где находишься.

Ведь очевидно же, что пользоваться платной почасовой парковкой каждый день вряд ли будут те, кто ездит на машине на работу. Очевидно, что для тех, у кого офисы в центре, найдутся или уже есть какие-то другие решения. Это слишком дорого – каждый день целый день по 50 рублей в час. Это так – ну, выскочить на час в банк, куда-то документы передать, ну или на встречу в кафе в центре города, например. Или для тех, кто приехал в центр погулять, пожить культурной жизнью. То есть это сервис для случайных поездок. Он должен работать так, чтобы им можно было воспользоваться без подготовки. Он так и работает везде.

А еще пара слов о том, как не повезло живущим в центре москвичам. Почему-то во всем мире система платных парковок работает с 8 утра и до 18.00. То есть строго в рабочее время. В вечернее и ночное время на тех же местах можно стоять бесплатно. Почему-то московские чиновники и здесь изобрели свой личный велосипед: они предлагают платить за парковку ночью и уже обнародовали разные алгоритмы относительно того, как быть тем, кто ставит авто, потому что живет в “синей” зоне.

В общем, так. Когда меня спрашивают о жизни в Европе, и я рассказываю о том, что там проще, дешевле и прозрачнее документооборот, разные юридические процедуры как в сфере ведения бизнеса, так и в бытовой сфере, я, пожалуй, буду давать ссылочку на эту вот статью. Наглядно же, не правда ли?