www.vd-zr.ru блог главного редактора

не только о зарубежной недвижимости

Skip to: Content | Sidebar | Footer

Русская мечта

21 Ноябрь, 2011 (23:11) | Новости | By: Юлия Лозовская

Есть Американская мечта. А есть Русская мечта. Мы недавно сформулировали ее вместе с коллегами-консультантами по операциям с зарубежной недвижимостью. Опираясь на анализ самых популярных запросов спроса и предложения и опыт сделок, разумеется.

Для тех, кто принимает решение о переезде в другую страну, такой мечтой очень часто становится открытие собственного ресторанчика или отеля. Не только клиенты с определенными средствами, позволяющими начать дело, но и даже соискатели со сверхмалыми бюджетами заявляют о желании или намерении придумать “там” какую-нибудь точку общепита. Не понимая при этом сути и смысла такого маленького бизнеса в странах с чуть более развитым, чем в РФ, капитализмом.

Когда начинаешь рассказывать, в 9 случаях из 10 энтузиазм быстро улетучивается. А что рассказывать? Ну, например, если вы хотите, обладая стартовым капиталом в 50-100-150-250 тысяч евро, открыть или купить ресторанчик или отельчик, то вы просто покупаете себе работу. Это надо четко понимать. Кого-то такой вариант устраивает. А кто-то думает, что можно будет подсчитывать прибыль, наняв персонал и руководя проектом с лежака на пляже. Но так, к сожалению, не получится.

Вы вместе с женой и детьми будете работать в этом отельчике или ресторанчике круглые сутки, почти без выходных. Заработанного, если избежите серьезных ошибок в маркетинге, будет достаточно, чтобы обеспечить нормальное содержание своему семейству. Но не более того.

Пару месяцев назад, когда я в очередной раз колесила по Болгарии в поисках интересных мест, моя болгарская подруга и партнер познакомила меня с дамой, у которой сбылась «русская мечта»: она – хозяйка небольшого, мест на 30-40, ресторана в одном из уютных городков центральной Болгарии. Русская девушка из Москвы, замужем за болгарином-ресторатором. Включилась в семейный бизнес, приехав десять лет назад в страну. С тех пор не была на родине. Спрашиваю: «почему?». «Ну во-первых, нет времени. Куда я уеду? Вот смотри, мы работаем 6 дней в неделю, кроме воскресенья. Муж на кухне, я в зале. Есть девушка-помощница – официантка, ну и все. ? вдвоем мы не можем никуда уехать, бизнес останавливать, что ли?»

Поговорили о том, до каких размеров надо развить этот бизнес, чтобы можно было управлять, не работая в нем самим каждодневно. Нет, зарабатываемых средств никак не хватает. Хотя ребята не жалуются: жить вполне можно, и дохода хватает на мелкие радости.

Таких примеров – целая Болгария, и целая вся остальная Европа. В Греции, в ?спании, на Кипре, в ?талии поколениями держат такие предприятия малого бизнеса, и пашут там семьями от заката до рассвета, и это вообще-то нормально. Алгоритм ровно такой же. Для нас привычнее прийти утром в офис, включить комп, проверить сообщения вконтакте, сходить на планерку, посплетничать в курилке, пообедать, застрять на пару часов после рабочего дня, дописывая отчет, в день зарплаты получить свои одну-две-три-четыре тысячи евро. Ну гляньте вокруг, так же живет 9/10 москвичей и питерцев. Для них привычнее с рассветом встать к плите, в час сиесты перетереть с соседом о бытовых тяготах, и в месяц получить примерно те же самые деньги. Разница: свой бизнес – это все-таки актив. Он в принципе ликвиден, но пока владеешь, оттуда не уволишься. Что лучше? Тут уж – как на вкус и цвет.

На одной из последних выставок зарубежки, неделю назад, ко мне подошел человек, поговорили о Болгарии… после чего он попросил разрешения показать мне два объекта, которые он хочет продать: два мини-отеля на побережье по “очень соблазнительной цене” – в пределах 200-250 тысяч евро каждый. “Вот, купил когда-то сгоряча”, – пояснил он.

Мне почему-то сразу расхотелось улыбаться. Я предупредила его, что продать такие объекты будет сложно. Почему? Потому что, при соблазнительно малой стоимости, их доходность непонятна и непредсказуема. «Можно сдать в управление и просто получать доход», – вкрадчиво проронил собеседник. Я посмотрела на него долгим и «странным» взглядом. Мне хотелось понять, пытается ли он меня обмануть, или сам заблуждается.

Конечно, купить целое предприятие по цене приличной квартиры – это заманчиво, но нужно понимать, что это такое – см. выше. Если все-таки вопрос стоит об инвестировании и безбедной жизни на процент прибыли, то в сегменте цен до 250 тысяч евро выбирать, конечно, можно, но только очень тщательно. Никаких береговых авантюр, только очень ликвидный, хотя и небольшой, объект в столице – Софии, на крайний случай в Пловдиве. ? грамотно сдать его в аренду, выведя риски ресторанного бизнеса за пределы ваших интересов.

Если все-таки инвестиция, то – от 500 тысяч евро. Даже в недорогой Болгарии. Если искать ликвидный и приносящий прибыль объект, то цены сейчас во всей Европе примерно похожи. А, потратив указанный бюджет, в Болгарии вы получите впридачу сразу же постоянный вид на жительство, что станет приятным бонусом.