www.vd-zr.ru блог главного редактора

не только о зарубежной недвижимости

Skip to: Content | Sidebar | Footer

Еще раз. Северный Кипр – это опасно

23 Сентябрь, 2010 (23:47) | Новости | By: Юлия Лозовская

Мы регулярно напоминаем о том, что наш журнал не размещает рекламу и предложения от компаний, продающих недвижимость на Северном Кипре, так как покупка этих объектов считается рискованным, а в ряде стран – и уголовно наказуемом деянием. Такие компании к нам обращаются регулярно, да и деньги вроде бы не пахнут, но увы, увы, профессиональная репутация дороже. Но при этом я никогда не вступаю в полемику с продавцами недвижимости Северного Кипра, потому что это бессмысленно. Когда же в почтовом ящике накапливается критическое количество писем, повествующих о том, что мы в своей позиции “заблуждаемся” или “недопонимаем”, я повторяю факты.
?так.

Риски и возможные последствия, связанные с приобретением недвижимости на севере Кипра.
Резолюции ООН

После захвата Турцией северной части острова в 1974 г. ООН приняла ряд резолюций, в том числе за № 541 в 1983 г. и № 554 в 1984 г., где подчеркивается, что международное сообщество не признает военный режим, действующий на севере Кипра и считает правительство Республики Кипр, контролирующее его южную часть, единственной международно-признанной властью на всей территории острова.
Политико-правовая ситуация

На интернет-сайте британского Министерства по иностранным делам и делам Содружества (см. http://www.fco.gov.uk/ (05.10.2004)) недвусмысленно отмечается, что Республика Кипр является полноправным членом ЕС, однако страна по-прежнему разделена «зеленой зоной» между так называемой «Турецкой республикой Северного Кипра» и остальной частью острова. Британское правительство не признает упомянутую республику. Более того, оно предупреждает, что непризнание так называемой «Турецкой республики Северного Кипра» и возможность будущего политического урегулирования кипрской проблемы чревато определенными последствиями для лиц, приобретающих недвижимость на севере острова. Это в конечном итоге означает, что любая незаконно приобретенная собственность может быть утрачена, а израсходованные на это средства не будут возвращены. Во-первых, любые «покупки» недвижимости, расположенной на Севере, лишены законодательной базы. Во-вторых, «продавец» может не являться законным владельцем объекта (даже если он покажет ничего не подозревающим покупателям правовой титул), а значит не имеет и права его продавать. Более того, результатом подобной сделки может стать судебное преследование «покупателя» законными владельцами – греками-киприотами, изгнанными со своих земель, многие из которых сегодня проживают в Великобритании.
Риски, связанные с приобретением недвижимости на севере Кипра

88% земель на удерживаемой турками территории Северного Кипра принадлежит беженцам: грекам-киприотам, владеющим на них правовыми титулами. Таким образом, до вторжения 1974 г. туркам-киприотам принадлежало лишь 12% земель, что резко сокращает количество владельцев подлинных правовых титулов на севере Кипра, позволяющих осуществлять куплю-продажу, застройку и благоустройство участков. При продаже участки, имеющие законных владельцев, предлагаются по более высокой цене, поскольку в случае урегулирования кипрского вопроса их статус не будет затронут. В свете недавнего решения кипрского суда по делу супругов Орамс и его правовых последствий каждый, кто занимает земельную собственность, принадлежащую грекам-киприотам на оккупированной Турцией территории, должен будет компенсировать ущерб, снести приобретенные/возведенные строения, и может даже попасть за решетку, причем не только на Кипре: в случае выдачи международного ордера на арест его могут задержать и в других странах. Более того, собственность, принадлежащая покупателю в его стране, может быть в результате заморожена. Если у такого лица не найдется денег для выплаты компенсации законным владельцам, его собственность за пределами Кипра во исполнение судебного решения может быть продана с аукциона.
Позиция правительства Кипра

Правительство Республики Кипр твердо намерено обеспечить грекам-киприотам, вынужденным покинуть свои дома на севере Кипра после вторжения 1974 г., безусловное право вернуть дома, принадлежащие их семьям, или потребовать полной компенсации за свою собственность. Эта позиция закрепляется и поддерживается в Плане Аннана. В 1993-1996 гг. Европейский суд по правам человека также вынес 4 решения, в которых подчеркивалось нарушение прав греков-киприотов, которые были лишены собственности незаконным оккупационным режимом.
Конкретные дела и судебные решения
Дело Орамс

Беженец Мелетис Апостолидис – грек-киприот, родившийся в деревне Лапитос, ныне находящейся на территории, оккупированной турецкими войсками – подал иск против двух британских граждан, Дэвида и Линды Орамс, построивших виллу на его земле, которую он вынужден был покинуть в ходе турецкого вторжения 1974 г.

Районный суд Никосии решением от 9 ноября 2004 г. предписал супругам Орамс снести дом и немедленно вернуть собственность законному владельцу. Кроме того, суд постановил, что они должны выплатить единовременную компенсацию в размере 7654,83 кипрских фунтов (13166,31 евро), и выплачивать по 294,41 кипрских фунта (506,95 евро) в месяц, начиная с декабря 2004 г. и до того момента, когда собственность будет возвращена г-ну Апостолидесу, а также возместить судебные издержки. В случае неподчинения решению кипрского суда супруги Орамс должны быть арестованы, а их собственность в Великобритании конфискована.

Согласно Директиве ЕС № 44/2001 решения национальных судов подлежат исполнению в стране, гражданином которой является правонарушитель. В случае обращения суда любой из стран-участниц ЕС, судебные органы государства, гражданином которого является подсудимый, не имеют права оценивать справедливость приговора, и могут принимать решения только по процедурным вопросам. Британский Верховный суд будет уведомлен о постановлении никосийского суда. В случае, если он не выполнит этого решения, г-н Апостолидес получит право обратиться в Суд Европейских Сообществ в связи с нарушением директивы ЕС.

Люди, намеревающиеся приобрести недвижимость на оккупированной части Кипра, должны иметь в виду, что вступление Кипра в ЕС дает законным владельцам собственности, находящейся на оккупированной территории, отстаивать свои права в Суде Европейских Сообществ. Более того, они рискуют подвергнуться аресту полицией Республики Кипр, а их собственность в стране постоянного проживания может быть конфискована.
Дело “Лоизиду против Турции”

28 июля 1998 г. юридические баталии г-жи Титины Лоизиду против турецких властей в Европейском суде по правам человека завершились ее победой. Тремя решениями суд признал ответственность Турции за нарушение прав человека в северной части Кипра, которая находится под контролем турецких военных властей. Это уникальное и важное правовое решение, признающее права личности на Кипре, открывает дорогу для аналогичных исков, касающихся как оккупированной территории Кипра, так и других аналогичных случаев незаконного нарушения прав подлинных владельцев на земельную собственность.

Признав Лоизиду законной владелицей земли, находящейся с 1974 г. под контролем турецких военных, суд предписал Турции выплатить ей компенсацию в размере 457000 кипрских фунтов (543600 британских фунтов) за восьмилетний период после 1990 г., когда Турция наконец признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека, в течение которого Лоизиду была лишена права пользоваться своей собственностью. Теперь Турция обязана выплатить эту компенсацию в течение 3 месяцев с момента вынесения решения Европейским судом.

Первый и важнейший вывод, следующий из данного решения Суда, заключается в том, что индивид может отстоять свои права в конфликте с государством – в данном случае государством, нарушающим основополагающие права человека: на свободу передвижения и выбора места жительства, пользование собственностью и реализацию прав владения. Решение по делу «Лоизиду против Турции» создает на общеевропейском уровне правовой прецедент, позволяющий 200000 грекам-беженцам путем аналогичных исков добиваться компенсации за невозможность реализовать свои права собственности в северной части Кипра. Помимо финансового бремени, которым эта ситуация может обернуться для государства-оккупанта (по оценкам, общая сумма компенсации за незаконное удержание земельной собственности на Кипре может составить до 1 миллиарда долларов в год), перед последним возникает политическая и моральная дилемма: если Турция согласится платить, соблюдая Европейскую конвенцию по правам человека, к которой она официально присоединилась в 1990 г., она тем самым автоматически признает, что ее присутствие на севере Кипра действительно незаконно и противоречит европейским нормам в области прав человека. Что же касается самой Республики Кипр, то решение по делу «Лоизиду против Турции» служит мощной юридической поддержкой попыток урегулирования кипрского вопроса: какой бы ни была его политическая составляющая, законные владельцы земельной собственности на севере острова могут быть лишены своих прав только если они сами решат от них отказаться.